Нужен ли хоккеисту агент?

   
 
 
  хоккей хоккейные школы Москвы и области хоккейные школы России хоккейная форма  
   
 
   
          ВОЗЬМУ НА РАБОТУ АГЕНТА С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
       
Всем давно известно, что в шоу-бизнесе без протекции делать нечего, будь ты хоть трижды одарен. А вот под крылом авторитетного продюсера засияет бриллиантом и невзрачная побрякушка. Хотим мы того или нет, спорт уже стал частью индустрии развлечений. Что общего между спортом и шоу-бизнесом? И насколько успешная карьера в спорте зависит от работы агента? На этот счет есть разные точки зрения. Нет сомнений, что сегодня агентский бизнес – неотъемлемая и необходимая часть профессионального спорта. В России деятельность спортивных агентов нередко окружена слухами и мифами, которые не всегда подкреплены фактами. Кто же такой спортивный агент, зачем он нужен, чем занимается? Как строится агентский бизнес и каковы его перспективы?
        Слово агент (лат. «действующий») означает лицо, действующее по поручению кого-либо, то есть уполномоченный. По существу, спортивный агент (adviser) – это человек, который в соответствии с контрактом берет на себя решение юридических, коммерческих, бытовых проблем спортсмена.
        Иными словами, спортивный агент – это микст из продюсера, топ-менеджера, личного администратора и коммерческого директора, который заботится о том, чтобы атлет мог полностью сосредоточиться на тренировочном процессе и соревнованиях. Уровень нагрузок и конкуренции в современном спорте настолько велик, что профессиональный спортсмен просто не в состоянии отвлекаться на бытовые и коммерческие проблемы. За него это делают доверенные лица. Например, однажды суперзвезда НХЛ Сергей Федоров в интервью признался, что не особенно вникает в нюансы будущего контракта, это прерогатива его агента.
        – Задача агента проста: помогать профессиональному спортсмену принимать правильные решения, учитывая все особенности того или иного спорта как бизнеса, – говорит Дмитрий Горячкин, вице-президент крупнейшего агентства IMG, среди клиентов которого тот самый Сергей Федоров, а также Яромир Ягр, Сергей Гончар, Андрей Шевченко и Михаэль Шумахер. – В России агентская деятельность развивается достаточно быстро, ведь, если вспомнить, пять лет назад у нас вообще не было агентов. Российская профессиональная хоккейная лига с каждым годом выдает все больше агентских лицензий. Постепенно отношения между клубом и игроком становятся более профессиональными и цивилизованными. Раньше президент или генеральный менеджер клуба говорили парню: приведи маму-папу, мы с ними все решим. Это неправильно, каждый должен заниматься своим делом: врачи лечить, милиционеры охранять порядок, генеральные менеджеры вести дела клубов, а игроки – играть. Родители желают добра своему ребенку, но они не являются искушенными в таких вопросах. Именно поэтому игроку необходим агент…
        В России агенты до сих пор остаются в тени. Нередко слышишь мнение, что это хитрые и лицемерные дельцы, которые только и мечтают нажиться на таланте простодушных спортсменов. Говорят, агентский бизнес – грязный бизнес. Действительно, бывают случаи и в России, и в Северной Америке, когда агентов дисквалифицировали. Но в любом бизнесе встречаются непрофессионалы и просто непорядочные люди, тогда бизнес тоже становится непрофессиональным и непорядочным, будь то ремонт обуви или сеть фаст-фуд. Не бизнес определяет состояние людей, а люди создают бизнесу репутацию.
        В чем сложность работы с молодыми ребятами? – Задает вопрос Игорь Попов, генеральный директор компании «Фиделис спорт» и сам на него отвечает. – Единственная проблема – это нечистоплотность некоторых агентов. Предположим, я нашел игрока, вытащил его из глубинки, всячески помогал ему. Парнишка подрос, окреп. И тут другой агент, который сидел и ждал подходящего момента, переманивает его или попросту перекупает! Молодые ребята падки на дешевые уловки, да и не все семьи у нас состоятельные: кто-то устоит, а кто-то – нет. Вообще, у нас нигде не прописано правило перехода от агента к агенту, нигде не оговариваются компенсации. Но я считаю, что это, прежде всего, морально-этический момент. Если ты уходишь, хотя бы объясни: почему, что не устраивает?
        Выбор агента – ответственный шаг. За талантливых детей между агентами идет самая настоящая война. Некоторые агенты, работая в связке с тренером, начинают шантажировать мальчишку: мол, не подпишешь с нами контракт – не видать тебе «основы» как своих ушей. Родителям юных дарований сулят златые горы. Доходит до того, что согласие выбивается обманом и хитростью или попросту покупается. Помните, какой сыр-бор разгорелся в прошлом сезоне из-за магнитогорского дарования Евгения Малкина? Человек говорит: «Я хороший агент, идите ко мне, я дам вам денег». Но позвольте: если ты хороший профессионал, то люди и так к тебе придут! Это все равно что хирург, который приглашает вас на операцию и говорит: «Приходите ко мне, я с радостью вырежу вам аппендицит, да еще и сто баксов заплачу!» Спортивный век недолог, поэтому очень важно, кто идет с тобой по жизни, кто помогает тебе решать важные вопросы.
        – Как выбирать агента? – вопрос Дмитрию Горячкину.
– Подходить к этому вопросу надо очень серьезно. Представьте, что вам нужно обратиться к врачу. Вы же не пойдете к первому попавшемуся шарлатану! В первую очередь, родители и игроки должны определить уровень профессионализма потенциального агента. О репутации агента говорят его нынешние клиенты, выигранные им дела и послужной список. Другой аспект – образование агента. Очень многие люди в нашем бизнесе случайны. Важно понять, как человек попал в хоккей, знает ли он этот спорт, сколько лет в нем проработал. Ну, и так как эта тема непосредственно касается жизни, безусловно, надо выбирать человека, с которым элементарно приятно общаться: порядочного, честного, воспитанного.
        – Как строятся отношения между игроком и агентом?
– На основе контракта. В Северной Америке договоры между игроком и агентом регламентирует профсоюз игроков НХЛ. В контракте предусмотрен пункт: каждая сторона может расторгнуть договор, предоставив другой стороне письменное уведомление. Если игрок еще не играет в НХЛ и у него нет контракта с Лигой, то никакой компенсации агент не получает.
        Во сколько лет агенты начинают работать с молодыми игроками?
        – Представители нашей компании ведут игроков с пятнадцати-шестнадцати лет. У нас есть представители, которые занимаются так называемой селекцией. Когда игрок взят на заметку, мы встречаемся с ним, с его семьей, тренером и принимаем решение, хотим ли мы предложить этому человеку свои услуги. Но частенько бывает и так, что игрок сам выходит на агента.
        Каким образом агент ведет дела клиента?
– Пока игрок выступает в своем регионе, мы помогаем ему решить вопросы контракта, вести переговоры с клубом, оказываем помощь в бытовых вопросах, в вопросах экипировки. Конечно, здесь важны и личные встречи, и, в первую очередь, телефонные контакты.
        Есть ли разница: из бедной семьи твой клиент или из обеспеченной?
        – Никакой! Ты же не предлагаешь семье быть финансовым управляющим, а стремишься выбрать себе клиента, исходя из его таланта.
        Есть примеры, когда игрок достиг успеха, не имея агента?
        – На данный момент в Северной Америке нет ни одного игрока без агента: ни в хоккее, ни в футболе, ни в других видах спорта.
        Наиболее распространенные проблемы в работе агентов?
        – Что касается России, правовое государство у нас только зарождается. Пока у граждан нет должного уважения к законам, правилам. Я вижу неготовность людей к понятию «агент». Многие родители и игроки не совсем правильно понимают его роль. Агент – это юрист, адвокат, советчик и менеджер, которого семья берет на работу, но никак не нянька и не шофер. Агент помогает игроку достичь цели в профессиональном спорте.
        – Агентский бизнес в России достаточно сильно развит, мы уже успели привыкнуть к понятию «агент», – считает Игорь Попов. – К сожалению, с мнением агентов не всегда считаются чиновники ПХЛ. Хотелось бы, чтобы при составлении образца стандартного контракта учитывались и наши пожелания. Иначе мы из раза в раз сталкиваемся с проблемами: в каждом конкретном соглашении приходится дополнительно оговаривать буквально каждый пункт, чтобы игрок не попал впросак. Сегодня клубы – хозяева положения. Конечно, если игрок элитный, клуб идет на все наши условия. Но если это молодой парень или ветеран, то он в любой момент может оказаться на улице.
        Владислав Бульин, защитник московского «Динамо» узнал об агентах, когда уехал в Америку в начале 90-х:
        – В Америке этот бизнес существует давно, - говорит Бульин, - а вот в Россию он пришел несколько лет назад. Агент нужен для того, чтобы избавить хоккеиста от головной боли по поводу контрактов и различных бытовых проблем, чтобы мы думали только о хоккее. Первый агент у меня появился в Америке. С последним агентом работаю уже четыре года.
        Какие критерии существуют при выборе агента?
        – Я бы посоветовал заручиться рекомендацией опытных ребят, старших коллег, чтобы не попасть в руки авантюристов. Сейчас столько агентов развелось! В суперлиге практически у всех игроков есть агенты. Встречаются и хорошие специалисты, но, честно говоря, очень мало. Я сам находил агентов по совету друзей. И пока они меня не подводили.
        На ваш взгляд, молодому игроку нужен агент?
        – Думаю, пока парень играет «по юношам», никакой агент ему не нужен. Агенты тоже умеют голову забивать: начинают советовать, нахваливать или подсказывать что-то. И у молодого игрока уже корона на голове: вот я, суперзвезда, у меня агент, клюшки мне возит! Это лишнее. Вот когда игрок сформировался, попал в основной состав, дело подходит к контракту, тогда пора присмотреть агента. Без его помощи контракт не подпишешь, невозможно знать все мелкие юридические нюансы. В суперлиге не знаю ни одного игрока, который работал бы без агента.
        – Безусловно, сегодня без агента – никуда! – говорит Михаил Овечкин, отец первого номера нынешнего драфта. – Это в какой-то мере определяет статус молодого игрока: если у парня есть агент, значит, он что-то собой представляет. Агент продвигает игрока по карьере, лоббирует его интересы на рынке труда, составляет контракт, помогает с экипировкой, ищет форму определенной марки, следит, чтобы индивидуально подогнали размер. В общем, заботится о том, чтобы хоккеисту было удобно играть. Мы работаем с агентом с шестнадцати лет. Выбор агента – серьезный шаг, ведь вокруг талантливых ребят много закулисных интриг. И немало среди так называемых агентов нечистоплотных людей, которые, грубо говоря, могут залезть хоккеисту в карман. Кто только не предлагал нам свои услуги, я всех отсеивал. Однажды один хороший человек мне посоветовал: «Вот этот агент – самый надежный, ему можно доверять». Я поверил, и пока ни разу не разочаровался. Причем выбирать агента надо раз и навсегда, как жениться. Ведь если ты начнешь бегать от одного к другому, к тебе и относиться в этих кругах будут соответственно. Но игроку надо понимать, что именно он берет агента на работу, а не наоборот.
        Итак, нужен ли агент молодому игроку? Наверное, все-таки да. Ведь при спорной ситуации парень столкнется лицом к лицу с клубной системой, в которой, как говорится, рука руку моет. Станет ли юная звездочка суперзвездой? Это сегодня во многом зависит от возможностей агента, при условии, что тот окажется настоящим профессионалом.
  В статье использованы материалы газеты "Весь хоккей"
  Нам помогают