О методах подготовки юных хоккеистов

   
 
 
  хоккей хоккейные школы Москвы и области хоккейные школы России хоккейная форма  
   
 
   
         Одна из основных проблем нашего детского хоккея правильность (или неправильность) подбора тренерами тренировочных нагрузок для самых маленьких, только пришедших в школы, хоккеистов. Как правильно учить кататься на коньках, какие развивающие упражнения предложить, чтобы не деформировать несформировавшиеся до конца костные ткани, какие выбрать нагрузки, чтобы не повредить нежные мышцы? Как, наконец, вести себя с ребенком, впечатлительными обидчивым по своей природе? Правильные ответы на зти вопросы, как частенько выясняется, знает далеко не каждый тренер, причем в вину это ставить специалистам язык не поворачивается, ведь работать с детьми вообще - задача архисложная. О том, какие трудности могут подстерегать тренера в работе с детьми, какие методы их подготовки наиболее действенны и безболезненны, рассказывает заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук Ян Каменецкий.
       - Проблема эта не нова, но остается актуальной и сегодня. Причиной этому следующее обстоятельство - произошла смена тренерского поколения. Не только в Москве,но и в других регионах страны. Ушли тренеры с большим опытом. На смену им пришли молодые, амбициозныеспециалисты. Нет, амбициозность ни в коем случае не стоит считать недостатком - тренер без амбиций не может претендовать на роль тренера. Не хочу обижать представителей новой волны, но, получив дипломы, они, бывает, не получают достаточно серьезного образования. Чаще всего в своей деятельности они берут эа основу то, как строится работа в командах мастеров. Просто потому, что не отложилось в памяти то, что было много лет назад, в детских школах. Это первый момент. А второй заключается в том, что молодые тренеры, как правило, желают максимально быстро добиться результата. Такой подход вызывает большоеколичество перегибов, связанныхс тем, что не совсем правильно строится работа на начальном этапе.
       Я не считаю, что работать надо мало. Обычный ребенок изначально обладает большим объемом двигательной активности, хочет и способен двигаться. Много работать можно, и когда этот процесс не затрагивает психическую сферу ребенка, он переносит нагрузки очень спокойно. Тренеры зачастую недовольны тем, что во время занятий дети недостаточно внимательны, требуют от них повышенной концентрации. Между тем, на начальном этапе работа должна строиться таким образом, чтобы тренировка проходила в форме игры. Переключение внимания между небольшим количеством разных, но решающих одну задачу упражнений, не вызывает у ребенка ни физической, ни психологической усталости. Это общий принцип. Есть, конечно,и частности. Например, после того, как произошел набор детей в младшую группу, необходимо уделить некоторое время, десять-двенадцать тренировок, работе "на резинке"в коньках. Что имеется в виду?
        Когда ребенок просто ходит или бегает, мышцы и связки, работающие при движении на коньках, не задействованы. Для того, чтобы этот этап подготовки прошел безболезненно и более быстро, целесообразно начинать обучение "на резинке". Упражнений существует множество - различные движения, эстафеты, прыжки, скрестные шаги, переход через препятствия и так далее. В процессе таких занятий укрепится необходимая для катания на коньках группа связок и мышц. и, когда ребенок выйдет в коньках на лед, ему будет намного легче. С началом следующего, ледового этапа обучения, возникает вопрос - что, собственно, делать? С клюшками выводить детей или без?
        Мое глубокое убеждение - когда начинается процесс обучения движению на коньках, делать это следует без клюшек. Мы в своей школе изготовили специальные приспособления, которые называем "тарантасами" (простая металлическая рамка-салазки). С их помощью можно довольно быстро привить ребенку технику движения на коньках. Хочешь не хочешь, правильно отталкиваться научишься. Знаю, что в некоторых школах для этой цели используют обычные стулья, но, полагаю, наши приспособления более удобны. Из-за того, что работа на данном этапе ведется без клюшек, ребенок научится естественным образом сохранять равновесие на льду.
       Подбор коньков, клюшек и шайб для тренировок непосредственно связан с темой нагрузок. поскольку от этих аксессуаров зависит, насколько рационально ребенок будет расходовать силы. Коньки, например, некоторые родители берут навырост. Призываю никогда не делать этого! Лучше купить пару неновых коньков, но по ноге, чем на несколько размеровбольше. Клюшку также необходимо подобрать детскую, подходящую ребенку по росту, весу и толщине палки. Неправильно брать взрослую и отпиливать у нее часть - палка все равно толстая и толком обхватить ее не удается. Что касается шайб: посоветовал бы пользоваться шайбами стандартного размера, но при этом облегченными. Облегчить можно, например, вырезав часть из середины, то есть придав шайбе форму баранки. Все это, хоть и кажется мелочами, очень важно. Детьми приобретается начальный навык и если при этом у них есть какие-либо неудобства - слишком тяжелые шайбы, велики коньки, клюшка чересчур длинна - то начальные двигательные манипуляции, которые оставляют следовые явления на выработке тонких мышечных ощущений, будут совершенно не такими, которые нужны и которые мы хотим выработать.
       У ребенка, только приступающего к занятиям хоккеем, еще неокрепший скелет, слаб мышечный корсет. Регулярные тренировки на протяжении продолжительного периода времени могут привестик искривлению позвоночника, при чем то, в какую сторону будет направлено искривление, зависит от хвата клюшки. Поэтому необходимо уделять внимание осанке, давать большое количество специальных упражнений для укрепления мышц спины.
        ЛОВКОСТЬ РУК
       - Более-менее разобравшись со спецификой начального этапа подготовки, приходим к основному вопросу сколько надо заниматься и чем. Так вот, в этот период времени дети должны заниматься не хоккеем. У нас группы, в которых собраны ребята в возрасте от шести до девяти лет, называются СОГ - спортивно-оздоровительные группы. Увлечение хоккеем, когда тренер ругается, мол, давайте мне больше льда, и при этом пренебрегает работой на земле и в зале - методически безграмотно.
        Дело в том, что до девяти лет никакой специализированной хоккейной подготовки быть не должно. Должна присутствовать подготовка всесторонне физически развитого, здорового человека, у которого впоследствии не будет слабых мест. Это развитие мышечного аппарата, ловкости, двигательных навыков. Поэтому важна многоборность подготовки, большое количество элементов из разных видов спорта, которые в процессе этой подготовки используются. Краеугольный камень - ловкость. Ловкость общая, для развития которой практикуют различные подвижные игры, элементы акробатики, двигательные действия, приближенные по сути к хоккею (передвижение спиной вперед, боком, прыжки и так далее), и ловкость ручная. Она тоже достигается постепенно, и тоже целым комплексом упражнений. Простейший пример - жонглирование клюшкой теннисным мячиком.
        Что касается количества тренировок - оно должно составлять три-четыре в неделю. Вполне можно выполнятьбольшие объемы работы, но, опять-таки подчеркну - не давя детям на психику. Обстановку необходимо создать дружескую, а не кричать на ребенка, в силу своих физиологических особенностей не способного пока полностью сконцентрироваться на выполнении задания. Требовать от мальчика как от взрослого мужика нельзя. Ребенок должен, приходя на тренировки, получать двигательные нагрузки, но при этом ни в коем случае не чувствовать себя угнетенным и униженным. Даже если что-то неполучается. Мы должны влюбить ребенка в спорт, влюбить через его интерес к этой работе. Ведь не секрет, что ребенок будет заниматься чемлибо только в том случае, если ему интересно. А по принуждению - если и будет, то безуспешно.
        ТИШЕ ЕДЕШЬ - ВЫШЕ БУДЕШЬ
       - Важно определить, когда ребятам можно начинать играть в хоккей. Играть, конечно, надо - для детей это лакомство. Но делать это следует осторожно, не давая играть слишком помногу, и, конечно, не по всей площадке. В таком возрасте детям вполне достаточно игры поперек поля. Мы в школе прошлой весной даже провели турнир среди команд 95, 96 и 97 годов - играли поперек площадки, разделив ее поперек на три части специально изготовленными бортами. Игра по всей площадке - мероприятие в раннем возрасте ненужное. У ребят нет возможности контакта с шайбой, да и ориентироваться на большой коробке они толком не могут. То же самое можно сказать и о количестве матчей. Многие тренеры гордятся тем, что их ребята провели какое-то количество матчей, сколько-то из них выиграли. Это возвращает нас к началу беседы - либо ты хочешь научить людей чему-то, либо хочешь добиться некоего результата как можно раньше. Два разных подхода, правильным средикоторых может считаться только один: я знаю, для чего готовлю этих ребят. При хорошей, грамотно организованной работе результат придет. Форсирования подготовки ради сиюминутного успеха быть не должно.
       Приведу пример из собственной практики. Довелось работать с динамовской командой 1976 года рождения. В той же возрастной группе в ЦСКА трудился Владимир Попов, в "Крыльях Советов" Анатолий Сергеев, в "Спартаке" Сергей Коротков. Все пользовались разными методиками подготовки. И на протяжении ряда сезонов, примерно лет до тринадцати, мы, например, армейцам постоянно проигрывали, часто шайб по пятнадцать. Расстраивались родители, плакали ребята. А я говорил: "Если доверяете мне как тренеру, поверьте - все идет своим чередом, и скоро мы начнем их побеждать". Видно было, что в ЦСКА ребят "подгоняли", форсировали их подготовку. Определил я это просто - работал в то время со сборной Москвы. Тогда столичной федерацией хоккея была принята хорошая система, по которой раз в неделю все сборники тренировались вместе. И, давая какие-либо скоростно-силовые упражнения, легко было заметить, насколько мощнее остальных выглядели армейцы. Их специально нагружали силовыми упражнениями, скоростными нагрузками - это признак работы на результат. В итоге, когда человек спустя определенное количество лет приходит в большой хоккей, часто выясняется, что играть ему нечем - все ресурсы оставил на подростковом этапе. Таких примеров достаточно - но фамилий называть бы не хотел. Чем все тогда, с 76-м годом, завершилось? Начиная с четырнадцати лет мы принялись выигрыватьу ЦСКА, и тоже порой с неприличными счетами. Результат с точки зрения сегодняшнего большого хоккея таков: из армейской команды пробился один парень, Сергей Акимов, из "Спартака" - Максим Степанов, к сожалению, трагически погибший, из "Крыльев" - Саша Королюк. У нас же таких оказалось четверо: Денис Карцев, Сергей Лучинкин, Саша Харитонов и Дима Рябыкин.
        Немаловажный вопрос - когда начинать работу над силой? Вроде бы все знают, что годам к четырнадцати. Другое дело - начинать готовить ребенка к наращиванию силы можно тоже на раннем этапе. Пользуясь в качестве отягощения, например, легким куском арматуры. Весит немного, но дает человеку возможность постепенно развивать мышечный корсет, усваивать правильную технику выполнения силовых упражнений. Нагрузки можно очень осторожно и постепенно (это главное!) увеличивать. И вот когда игрок в четырнадцать-пятнадцать лет приступает к полноценным силовым тренировкам - он уже к ним готов, он сильнее сверстников.
  В статье использованы материалы журнала "Наш хоккей" 2004
  Нам помогают
 
здоровый образ жизни